Канун иудейского праздника Шавуот


Канун иудейского праздника Шавуот

Канун иудейского праздника Шавуот

Шавуот – второй из трех иудейских праздников, связанных с паломничеством. Праздник посвящен получению Торы (то есть нравственного закона), дарованной Богом пророку Моисею на горе Синай. Шавуот приходится на шестой день иудейского месяца сиван. По григорианскому календарю в 2010 г. Шавуот выпадает на 19 мая, его канун - на 18 мая.

Шавуот наступает через семь недель после Песаха. Весь период от Песах до Шавуот действуют ограничения, связанные с траурным характером этого времени: не покупают и не шьют новой одежды, не едят в первый раз фрукты нового урожая, не устраивают свадеб (за исключением дня Лаг-ба-Омер, отмечаемый на 33 день после Песаха) и не стригутся. Стричься можно только в канун Шавуот после полудня.

Канун Шавуот наступает 5 сивана по иудейскому календарю, а по григорианскому календарю в 2010 г. – 18 мая.

Накануне праздника Шавуот выпускники еврейских религиозных школ, а также высших учебных заведений заканчивают занятия и получают аттестаты и дипломы.

Перед праздником принято украшать синагогу и жилые дома свежими зелеными ветками деревьев, листьями, цветами, травой, а также благовониями. Существует обычай украшать свитки Торы розами.

Траваой все украшают в память о том, что гора Синай, на которой была дарована Тора, готовясь к этому событию покрылась зеленью красивых, благоуханных растений и цветами.

Ветви деревьев, розы и другие цветы используются в честь самого праздника, как память о первых плодах, которые приносились в Храм, украшенные цветами и листьями. Благовония – намек на слова мудрецов в трактате Шабат: «Слова каждой из Десяти заповедей (полученных у горы Синай), исходившие из уст Всевышнего, наполнили весь мир благовонием». Благовония, в свою очередь, уподоблены хорошим делам, которые совершаются человеком.

В синагогах устанавливают деревья вокруг возвышения, чтобы напомнить: в Шавуот Всевышний определяет судьбу плодовых деревьев, и следует молиться за них.

Зелень для украшения готовится до наступления праздника, поскольку категорически запрещено рвать ее во время праздника, а плодоносящие деревья запрещено рубить в любое время года.

Тот, кто не заготовил листья или травы для украшения дома в Шавуот заранее, не может использовать для этой цели другие, не предназначенные специально для этого листья или травы, даже если они были сорваны или нарезаны до наступления праздника. Однако если он заготовил листья или травы для этой цели, но забыл разложить или развесить их до наступления праздника, он может сделать это уже в праздник.

Окна домов принято украшать бумажными аппликациями, поэтому в канун праздника и дети, и взрослые – все вырезают. Некоторые достигают в этом искусстве такого совершенства, что их аппликации выглядят как настоящие картины.

В древности в канун Шавуота во дворе Иерусалимского храма мололи пшеницу нового урожая для приготовления двух караваев хлеба, которые в праздник приносились в жертву. Полученная мука двенадцать раз просеивалась, благодаря чему достигалась очень высокая степень ее чистоты.

Для просеивания муки пользовались ситами разной «частоты». Сначала – самым «грубым», в конце – «тончайшим».

Тесто для каждого каравая замешивалось отдельно. Для приготовления теста приносили специальную закваску, в которую добавляли муку, после чего она заквашивалась. Каждый хлеб выпекался отдельно, одновременно их печь в одной печи было нельзя.

Эти хлеба должны были иметь квадратную форму. Длина каждого – шесть тефахов (мера длины, подразумевает ширину сжатого кулака, что равняется 4 пальцам), высота – четыре эцбаот (мера длины, подразумевает ширину большого пальца, около дюйма).

По другим источникам, каждый хлеб имел форму кирпича.

Также в канун праздника Шавуот принято готовить различные блюда с творогом, сыром и другими молочными продуктами.

Перед праздником принято совершать очистительное погружение в микву. Такое же погружение совершили иудеи непосредственно перед дарованием Торы на Синае, ибо Всевышний приказал им очиститься, прежде чем они предстанут перед ним.

Миква – водоем или бассейн, наполненный водой, предназначенный для омовения тела с целью ритуального очищения. В древности мудрецами был определен минимальный размер миквы: локоть на локоть площадью и три локтя глубиной, что равно объему в 40 сеа (в одной сеа – 13,3 л).

Вечером перед наступлением Шавуота зажигают праздничные свечи. В семье честь внести в дом свет праздника отдается женщинам, хранительницам тепла и уюта. Но мужчина должен напомнить о том, что следует зажечь свечи. Накрывают праздничный стол.

Хотя в канун всех других праздников принято завершать вечернюю молитву Арвит (Маарив) несколько раньше обычного, в канун Шавуота молятся уже после появления звезд на небе, так как должен полностью закончиться предыдущий день, поскольку он – только сорок девятый день счета, а праздник наступает на пятидесятый день.

У иудеев день начинается с заходом солнца, когда становятся видимы три звезды.

Существует обычай учить Тору всю ночь праздника Шавуот. Некоторые в эту ночь читают «Тикун» – сборник отрывков из всех частей Торы. В эту ночь непрерывно учатся и не ведут праздных бесед.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Смотреть что такое "Канун иудейского праздника Шавуот" в других словарях:

  • КАЛЕНДАРЬ — [лат. Kalendarium, от Kalendae в древнерим. К. название 1 го дня месяца], система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений. Астрономическая основа и типология К. появился в глубокой древности как …   Православная энциклопедия

  • Израиль — У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל   Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.